Аннотации к рабочим программам дисциплин

Комплексная образовательная программа «ДЕТСТВО» — программа развития и воспитания детей в детском саду (2014г.)

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена г. Санкт-Петербурга
В. И. Логинова — доктор педагогических наук, профессор;
Т. И. Бабаева — кандидат педагогических наук, профессор, автор разделов «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в мир социальных отношений»;
Н. А. Ноткина — кандидат педагогических наук, доцент, соавтор раздела «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»;
М. В. Крулехт — доктор педагогических наук, профессор, автор раздела «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду»;
Л. М. Маневцова — кандидат педагогических наук, доцент, соавтор раздела «Ребенок открывает мир природы»;
О. Н. Сомкова — кандидат педагогических наук, доцент, соавтор раздела «Ребенок открывает мир природы»;
Л. М. Гурович — кандидат педагогических наук, доцент, соавтор раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки»;
З. А. Михайлова — кандидат педагогических наук, профессор, соавтор раздела «Первые шаги в математику»;
Т. Д. Рихтерман — кандидат педагогических наук, доцент, соавтор раздела «Первые шаги в математику».

Цель: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Девиз программы: «Чувствовать — познавать — творить».

В основе концепции программы три ключевые позиции:

  1. Теория о самоценности дошкольного периода жизни человека. (А. В. Запорожец);
  2. Педагогическая концепция целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт);
  3. Системный характер представлений детей об окружающем мире.

Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!»
(г. Пермь)

Автор:
Т. Э. Токаева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.

Цель программы: содействие физическому и валеологическому развитию ребенка с 1 года до 3 лет как субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности и укрепление его физического и психического здоровья.

Прилагаются перспективные планы освоения движений малышом, показатели развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста, циклограммы планирования воспитательно-образовательного процесса оздоровительной направленности

Региональная программа физического и валеологического воспитания детей 3-7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ».
(г. Пермь)

Автор:
Т. Э. Токаева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.

Цель программы:сохранение и поддержание физического и психологического здоровья, приобщение детей к основам здорового образа жизни.

Прилагаются конспекты занятий с детьми в разных возрастных группах. Как Приложение разработана «Парная гимнастика для детей и взрослых».

Региональная программа «ПЕРМСКИЙ КРАЙ — МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Автор:
А. М. Федотова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ г. Перми.
Научной основой программы являются:
  • современные философско-исторические концепции отношения человека и природы, утверждающие необходимость формирования нового типа экологического сознания с первых лет жизни человека;
  • концепция А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода, об амплификации психического развития ребенка в специфически детских видах деятельности;
  • концепция Л. А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном возрасте;
  • исследования Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой и др.;
  • положения Н. Ф. Реймерса о потребностях человека и среде жизни, удовлетворяющей их разнообразие.

Главная идея программы: воспитание начал экологичекой культуры детей дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем.

Задачи программы:
  • формировать у детей элементарные экологические представления о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни — «окружающем мире», о связях в мире природы и между человеком и природой;
  • воспитывать осознанно-бережное отношение ко всему природному (человеку, растениям, животным, объектам неживой природы) и предметам рукотворного мира;
  • формировать практические умения разнообразной деятельности, направленной на сохранение и улучшение социоприродной среды;
  • способствовать воспитанию любви, чувства гордости за родной край, своей причастности к его истории и культуре;
  • развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Региональный компонент представлен первоначальными знаниями об особенностях географического положения Пермского края, его растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры.

Программа состоит из 2 взаимосвязанных разделов:
  • «Человек и разнообразие его потребностей»;
  • «Пермский край — моя малая родина».
Содержание и объем представлений об окружающем мире определены с учетом возрастных особенностей:
младший и средний возраст — конкретное окружение, с которым они постоянно общаются;
старший возраст — район проживания, родной город, Пермь как областной центр, Пермский край, Россия, планета Земля.

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду
(парциальная с элементами регионального компонента)
(г. Пермь)

Автор: Л. В. Ворошнина

Цель: развитие специальных лингвистических, умственно-речевых (грамматических, фонетических, лексических) и творческих способностей детей 4-7 лет на материале общемировых ценностей, краеведения, культурно-исторического достояния Уральского региона, достижение органического единства условий, обеспечиващих соответствующие возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей.

В основе программы:
  • концепция Л. С. Выготского, В. А. Петровского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития с учетом возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера;
  • теория амплификации развития ребенка за счет оптимального использования специфических видов деятельности;
  • взаимосвязь и взаимозависимость речи и мышления (Ф. А. Сохин).

Комплексный подход к развитию всех сторон речи реализуется через включение в Программу задач развития связной речи, обучения грамматически правильной речи, формирования словаря и звуковой культуры речи. Стержневым элементом в обучении языку и развитии речи выступает творческое рассказывание.

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»

Авторы: К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / под ред. К. Л. Тарасовой

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

Авторы: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех–семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.

Программа «Цветные ладошки»

Автор:
Лыкова Ирина Александровна — доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный редактор журнала «Цветной мир.

Учебно-методический комплект раскрывает целостную систему работы в совместной художественно-продуктивной деятельности педагога и детей. Содержание образовательной области «Художественный труд» спроектировано — в соответствии с требованиями ФГОС — на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлено на глубокое освоение традиций народной культуры.

В основу содержания заложены задачи универсального развития ребенка в соответствии с базисным компонентом, поэтому комплект может быть использован в рамках различных общеобразовательных программ.

В состав комплекта входят пособия для средней, старшей и подготовительной групп ДОУ:

Пособие включает программу по художественному труду для средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада, основные показатели развития детей к началу и концу каждого учебного года, методические рекомендации (задачи воспитания, показатели развития, проектирование содержания, система технологий.

Дано обоснование понятия «художественный труд» с педагогической и психологической точек зрения, приведены критерии оценки уровня развития детей, сформулированы общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и описаны психолого-педагогические условия успешной реализации образовательных задач в современном дошкольном учреждении. Приведена классификация видов детского рукоделия по разным основаниям (виду художественного материала, виду изделия, способу изготовления и презентации результатов детского творчества).